НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ НОГАЙСКОГО НАРОДА

В настоящей статье предпринята попытка переосмыслить сложившиеся исторические стереотипы на примере некоторых положений истории ногайского народа. Затрагиваются вопросы происхождения ногайского народа, как пример искажения истории. И пожалуй впервые выдвигается совершенно оригинальная версия генеалогии Великого Ногая- фигуры весьма загадочной, и в тоже время чрезвычайно гигантской. Его имя сегодня носит коренной малочисленный народ на Северном Кавказе – ногайцы, представители которых, в историческом прошлом в судьбе российского государства сыграли столь же великую, сколь и драматическую роль.

Известно, что побуждение ученых благородной задачей – написать правдивую историю собственного народа – для многих оборачивается искажением ими истории соседних народов. К примеру, для некоторых родственных ногайцам народов стало нормой ущемлять роль и значение в истории ногайского этноса во имя утверждения собственных исторических концепций. В конечном итоге это наносит непоправимый ущерб не только исторической науке, но и практике межнациональных отношений.
О «кочевых народах».
Возьмем, к примеру, понятие «кочевой народ» – каков его смысл? Именитые ученые–историки, считающие себя представителями исконно «оседлого народа», на эту тему написали множество монографий, в которых отслеживаются «эволюция кочевничества». Такая эволюция складывается из этапов, завершающим из которых служит достижение народом своей зрелости, как бы пика в своем развитии, выражающееся в его переходе к оседлости. Отсюда делается вывод, что те народы (главным образом тюркские), которые вели кочевой образ жизни, в прошлом характеризовались якобы низким уровнем развития, по сравнению с более развитыми оседлыми народами.
Однако историческая правда заключается в том, что и те, и другие были оседлыми народами. Но одни более активно занимались кочевничеством, другие – менее активно. И сейчас есть народы более склонные к миграционной активности и менее склонные к ней. Трудно сказать, какой из таких народов более развитый или менее прогрессивный.
В средние века так называемые «кочевые народы» выделялись тем, что технология разведения ими животных была поднята на более высокий уровень, чем у традиционно относящихся к представителям «оседлых народов». Тем не менее, пастбищное животноводство у них всегда сочеталось с земледелием.
В зависимости от специфики животноводства как способа производства в соответствующие сезоны отдельные категории населения периодически меняли оседлый образ жизни на кочевой. В частности, это проявлялось и во временной смене городского образ жизни на сельский. Причем ремесленничество в городах и технология переработки продукции животноводства были настолько сильно развиты у степняков, что они могли на длительное время и на большие расстояния уезжать из городов, перегоняя скот с одного пастбища на другое. Основное население степняков жило в городах (по-русски – в поселениях с «оградой», «огородами»), беспрерывно получая сырье и продукцию животноводства, необходимые для оседлой жизни.
Когда употребляется понятие «кочевой народ», как правило, сильно утрируется многообразие и сложность образа жизни обитателей степей. При этом делается упор лишь на одну из сторон жизни или материального производства народа. На самом же деле кочевничество – это всего лишь способ производства для народов, у которых скотоводство служило ведущей отраслью их хозяйства. Поэтому в принципе понятие «кочевой народ» представляет собой бессмыслицу.
О возникновении ногайского этноса.
Наука до сих пор не может объяснить: почему история ногайцев начинается именно с распадом Золотой орды? Где ногайский народ проживал до образования Золотой орды? Если после ее распада ногайцы становятся преемниками империи чингизидов, то уже этот факт говорит о том, что ногайский этнос не сформировался мгновенно. Ясно, что этот процесс охватывает гораздо больший промежуток исторического времени.
Сегодня ногаеведение накопило немало фактических материалов, доказывающих кипчакское происхождение ногайского этноса. То есть имеются основания для того, чтобы отсчет ногайской истории вести с начала установления гегемонии кипчаков в XI веке на огромной территории от Иртыша до Волги. В результате этого процесса, как известно, образовалось мощное государство, получившее название Дешт-и-Кыпчак (Государство кыпчаков). В XI-XII веках кипчаки были самыми многочисленными из всех тюркоязычных народов Центральной Азии и Восточной Европы. Ставка их правителей была в г. Сыгнаке.
Кипчаки составляли несколько основных групп – алтайско-сибирскую, приуральскую, подонскую, включая северокавказскую, днепровскую, включая крымскую, дунайскую. Существовали также балканские кипчаки, впоследствии сформировавшие этнический стержень ногайского народа. Кипчаки стали заметным компонентом этногенеза крымских, сибирских, поволжских татар, башкир, каракалпаков, узбеков, кыргызов, карачаевцев, балкарцев, кумыков, туркмен и других тюркских народов.
В отечественной исторической науке сложилась порочная практика, в результате которой тюркские народы на всей Евразии стали называться собирательным именем «татары». Соответственно, целые этапы в истории ногайцев, а также выдающиеся личности этого народа исчезли из исторической летописи. Сейчас мы видим, как это болезненно сказывается на национальном сознании нынешних потомках кипчаков-ногайцев.
Ногайцам после окончания гражданской войны, в период становления большевистской России в 1922 г., троцкистская клика не позволила создать свою автономную республику. В период красного террора была физически истреблена вся интеллектуально-духовная элита этого народа. Данный отрезок истории ногайцев практически не изучен. Нет исследований, к примеру, и по истории ногайцев в период правления императрицы Екатерины II в 80-х гг. XVIII века. Этот исторический отрезок времени, когда происходило освоение царизмом степей Предкавказья, нашел весьма фрагментарное отражение в работах не только советских, но даже и более свободомыслящих дореволюционных историков. Тем не менее, сведения об этих трагических годах передавались от поколения к поколению, из уст в уста, сохранились в песнях ногайских ашугов и семейных преданиях.
О хане Ногае. В течение всего XX века официальная историческая наука причисляла ногайцев к потомкам монгольского юрта мангыт. Праотца же ногайцев великого Ногая считала незаконным отпрыском чингизидов. Таким образом ногайцев, по сути дела, отторгли от их прямых предков. Вместо того чтобы воспитывать детей на примере доблестных воинов, легендарных правителей и духовных лидеров, потомков Ногая лишили исторической памяти и веры.
Тем не менее, внимательное прочтение авторитетных русских и иных исследователей позволяет приоткрыть многие завесы в истории ногайского этноса. Так, мы узнаем, что Великий Ногай (собственное имя Аккас) был выходцем из кипчакского рода уйсун, известного в древности племени усуней. Будучи фактическим владельцем верховной власти в Золотой орде, он ни разу не воспользовался своей властью, чтобы объявить себя ханом Золотой орды. Причем он ни только не был чингизидом, но долгие годы враждовал с чингизидами. Подтверждением тому является вся его биография.
Ногай был внуком последнего легендарного кипчакского (половецкого) султана Котена, который в результате вероломного нападения войск Батыя, будучи тяжело раненным, отступил на территорию своего зятя короля Венгрии с 40-тысячным войском для передышки. Почти в 90-летнем возрасте Котен стал жертвой наемного убийцы. Добрая память о нем до сих пор жива в фольклоре ногайцев, в котором он представляется как «Котен батир» («Котен великий»). Родовое поместье Ногая первоначально было закреплено за его отцом Мангушом, старшим сыном Котена. Согласно историческим свидетельствам, последний был убит во время охоты из засады разведчиками Батыя, когда его сын Ногай (тогда еще Аккас) был в младенческом возрасте.
Личный улус у кипчаков-ногайцев всегда именовался юртом. В данном случае улус Ногая назывался «мангушский юрт» по имени своего владельца царевича Мангуша. Применительно к территории государства термин «юрт» никогда не используется. Когда духовную и политическую власть у Ногая унаследовал его правнук Эдиге, то ядро Ногайской орды составлял именно мангушский юрт. В результате трансформации или умышленного искажения, в исторической литературе Ногайскую орду нередко называли «Мангытским юртом», отождествляя с монгольским племенем мангыт, что является прямым искажением.
Итак, хан Ногай – откуда он родом? Говорили и писали весьма охотно о хане Ногае его современники и древние летописцы русские, а также из востока (преимущественно египетские и персидские) и европейские (главным образом византийские, венгерские, болгарские, армянские и генуэзские). Хотя не во всем были они единодушны, но все же воссоздали достаточно интригующий образ Ногая. Интерес к его личности, безусловно, был не случаен. По свидетельству исследователей, не только потому, что оставил он достаточно крупный след в истории России, но еще и по причине масштаба его геополитической деятельности. Она затронула огромный регион вплоть до Византии, Балкан, мусульманского Египта и Персии. В мусульманских источниках, которые изобилуют историческими подробностями, Ногай предстает как видный деятель в Орде, в силу чего сведения о нем старательно и весьма обстоятельно заносятся в летописи, фиксируя даже его изречения.
Оценки личности Ногая иногда разнятся диаметрально, а в вопросе о его генеалогии и вовсе нет ясности. Разные источники выдвигают разные версии. Одни определяют его монголом, другие – татаром, а третьи не могут четко различить слово «татар» от собственного имени или названия народа. Выдвигается версия, что Ногай – это потомок хана. В том, что он «царевич», ни у кого практически нет сомнений. А вот принадлежит ли Ногай к династии Чингисхана? Здесь летописи и официальная историческая наука неубедительны.
Не располагая какими-либо письменными доказательствами, некоторые древние авторы причисляют родителя Ногая к побочной (внебрачной) ветви Джучи, рожденного от наложницы. Таким образом, Ногай был закреплен за чингизидами, что, в частности, получило отражение в Большой Советской Энциклопедии: «Ногай (1-я половина 13 в.), темник Орды. Правнук хана Джучи…».
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что подлинное имя родителя Ногая исследователями так и не установлено. Отдельные безосновательные предположения вне исторической логики – Могол, Букал, Буфал и т.д.– остаются ничем не подкрепленными версиями. Попытки объяснить отсутствие сведений об отце незаконнорожденное происхождение Ногая выглядят неубедительно. Утверждается, что незаконные сыновья у монголов «были ограничены в правах, что соблюдалось строго. Им не давали улусов, они не могли претендовать на трон». Отсюда якобы следует, что отец Ногая, будучи незаконнорожденным, не мог оставить своему наследнику ни статуса «царевича», ни территории для владения.
Между тем из многочисленных источников достаточно хорошо известно, что, согласно Ясе Чингисхана, «Дети рабынь считаются законнорожденными и имеют такое же право на наследство отца, как и дети, рожденные от законных жен». Мы также хорошо знаем, что Яса Чингисхана чрезвычайно строго соблюдалась, особенно в тринадцатом веке. Если бы Ногай действительно был членом ханской семьи, то в соответствии с «конституционными» заповедями Чингисхана он имел бы все законные основания претендовать на трон.
Однако все историки без исключения отказывают ему в этом праве, при этом дружно продолжают считать его правнуком Джучи. При этом не делается никаких подтверждений тому, что сам Ногай относил себя к чингизидам, не говоря о настоящих чингизидах, которые, весьма ревниво относились к ханскому авторитету и влиянию Ногая в Золотой Орде. Известно, что ни один чингизидский хан не признавал его своим родственником.
Столь странное обстоятельство биографии Ногая подробно анализируется историком Н.И. Веселовским в его работе «Хан из темников Золотой Орды. Ногай и его время». Эта книга была написана к 1916 г., но ее опубликовали лишь после смерти автора в 1922 г. В этом серьезном научном исследовании автор попытался осмыслить значение деятельности Ногая в российской и мировой истории. Хотя и ему не удается выйти за рамки установившихся стереотипов в вопросе о родословной Ногая, как добросовестный ученый Н.И. Веселовский выделил ряд моментов, требующих переосмысления. Его ссылки на своих предшественников-исследователей XIX в. А.К. Маркова и В.Д. Смирнова ценны тем, что отражают противоречия, которые могут послужить ключом к разгадке тайны фамилии Ногая.
Например, он обратил внимание на то, что А.К. Марков в своем труде «О монетах хана Ногая» имя Ногая прочитал в тексте В.Г. Тизенгаузена «Ису-Ногай» (Йесу, Ейсу или Iесу) как более соответствующее «Iесунъ Нохай». При этом Веселовский считает, что у тюркских (в данном случае он называет огузов) народов есть слово «jicyн», означающее «девять». Веселовский в этом контексте размышляет совершенно справедливо об особенностях тюркских народов прибавлять к названиям (именам) народов числительные имена. Правда, он не находит объяснения, откуда появилось подобное словосочетание. Но как опытный исследователь арабских текстов вполне уверен, что случайно появиться оно не может.
Мы знаем, что у тюркских народов к родовым названиям добавляется определенное имя. Эта традиция сохранилась до сих пор. Например, у ногайцев это слово в соответствии с особенностями языка пишется «уйсин» и прибавляется к наименованию рода «кыпшак»: «уйсин – кыпшак» как разновидность кыпчакских(половецких) родов. С древнейших времен каждый кипчакский род имел отличительное имя. Согласно древней традиции, при удостоверении личности подчеркивается принадлежность к конкретному роду, а не к конкретному родителю, и к имени человека прибавляется название рода (эту традицию предков ногайцы до сих пор чтят). Поскольку принадлежность в древности к кипчакскому народу в принципе считалась бесспорной, родовое отличие прибавлялось к имени человека. В данном случае «уйсин Ногай» означает, что Ногай из рода уйсин, одного из кипчакских родов (тогда фамилии у ногайцев, как и у остальных тюрков, не принято было обозначать).
Подтверждение о том, что одно из кипчакских племен называлось таким образом, можно еще встретить у Рашид-эд-Дина, который среди тюркских (кипчакских) племен называет «племя уйшин», отличавшееся боевым духом. Из этих суждений можно заключить, что уйсин Ногай был из рода «уйсин – кыпшак» и никак не мог быть из рода Чингисхана, а значит чингизидом.
Н.И.Веселовский не сумел разгадать смысл сочетания уйсин Ногай и остался в плену заблуждений, по-прежнему утверждая, что «никаких прав на ханствование Ногай не имел, происходя от побочной линии Джучи». Хотя Веселовский сам недвусмысленно подчеркивает, что ряд авторов отделяют Ногая от ханских детей, не причисляя его к чингизидам. Он все же никак не может допустить иное происхождение Ногая.
Вслед за упомянутыми исследователями все советские историки тоже не смогли преодолеть это противоречие. Вопреки очевидному свидетельству современников Ногая, европейских путешественников XIII века, побывавших в Дешт-и-Кычаке: «между сыном от наложницы и от жены нет никакой разницы…» (Иоан де Плано Карпини), они единодушно придерживаются точки зрения, что Ногай не имел права претендовать на трон, будучи правнуком сына Чингисхана, поскольку рожден был от матери – рабыни.
Характерно, что все авторы, отказывая Ногаю в праве на трон, не могут отказать ему в царском происхождении. Парадокс? Никаких парадоксов. Как уже было выше сказано, Ногай был действительно ханских, но вместе с тем не чингизидовских кровей.
Даже беглый обзор исторических материалов наглядно демонстрирует, как современники Ногая величают его однозначно царем, то есть ханом. Начиная с конца 70-х годов XIII века, в русских летописях Ногай уже фигурирует исключительно как легитимный хан. В 1277 г. Густинская летопись сообщает: «въ се летовъ Татарехъ царъ Ногай». В том же году отмечается, что Ногай посылает своих послов с грамотами отдельным русским князьям с призывом идти на Литву.
О том, что Ногай не является номинальным ханом при живом хане Золотой Орды, говорят следующие мисьменные свидетельства. В 1281 г. Андрей Александрович «упросил себе княжение Московское, под рожоным братом Дмитрием, у царя Татарского Ногая…». «А князь великий Дмитрей Александрович з дружиною своею, и со княгинею и з детми о со всем двором своим бежа в Орду ко царю Ногаю …».
Известно, что хан Золотой орды Телебуга по просьбе курских князей разгромил слободу баскака Ахмата в Курске, который считался ставленником Ногая. Ногай же незамедлительно отреагировал на подобную «дерзость» и наказал всех причастных к подобному злодейству. Этот факт достаточно весомо говорит о равнозначности Ногая с ханом Золотой Орды. Очень многозначительно воспринимается выражение русских летописей того времени: «ехать к своему царю Ногаю».
Ногай оставил в истории неизгладимый след как знаменитый золотоордынский хан, выдающийся полководец. Он воевал в Персии и Закавказье. Отложившись от Золотой Орды, Ногай перекочевал к северным берегам Черного моря, а потом – к низовьям Дуная. Откуда он рассыл свои войска в разные стороны, наводя страх на Византию и Польшу. Он вмешивался в дела сербов и болгар, руководил выборами князей болгарских. Власть его распространялась и на южно-русских удельных князей. Пользовался всеобщим признанием во всей Кипчакии, руководил курултаем в Орде, возводил на золотоордынский престол ханов из числа чингизидов по своему усмотрению, а неугодных убирал со своего пути.
В заключение, хочется отметить весьма драматичную тенденцию, которая состоит в том, что мы до сих пор продолжаем изучать историю Отечества по заведомо порочной схеме. Продолжаем упорно следовать ей, несмотря на то, что она прерывает цепь времен, событий, границ и т.д. В результате мы видим то, что видим: народы, жившие и процветавшие в раннем средневековье, на страницах хрестоматий по истории вдруг бесследно исчезают, и непонятно, куда и почему. Так что очень многие исторические коллизии на территории России ждут своего научного объяснения и переосмысления. И хорошо бы сегодняшним политикам понять, что решение многих проблем современности сокрыто в историческом прошлом. Убеждены, что честный, т.е. объективный научный взгляд на историю нашей страны, историю ее народов послужит снижению существующей политической, социальной и этнопсихологической напряженности в обществе.

Обновлено: 08.10.2018 — 19:43

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *